НОВОСТИ   БИБЛИОТЕКА   ИСТОРИЯ    КАРТЫ США    КАРТА САЙТА   О САЙТЕ  










предыдущая главасодержаниеследующая глава

Глава девятнадцатая. "Черное радио"

(На жаргоне разведки термин "черное радио" имеет специфическое значение. Обычно так называют радиопередатчик агента, заброшенного на территорию противника и схваченного там. Для дезориентации вражеской разведки через захваченный радиопередатчик начинают передавать информацию, якобы исходящую от засланного агента. Во время второй мировой войны с помощью такого приема немецкой контрразведке в Голландии удалось полностью сорвать проводившуюся англичанами операцию "Северный полюс". Обнаружив и захватив в Голландии несколько подпольных радиоточек, немцы продолжали поддерживать через них связь с англичанами получая радиосообщения, английская разведка забрасывала в Голландию своих агентов-парашютистов, которых немцы тут же арестовывали.

Здесь термин "черное радио" употребляется в более широком смысле и обозначает прямое или косвенное использование радиовещания разведкой. - Прим, авторов. )

Появление в пятидесятых годах транзисторной радиоаппаратуры привело к резкому обострению "холодной войны" на одном из наиболее засекреченных и малоизвестных ее участков, связанном с применением электроники. Развернулась ожесточенная битва в эфире, в которой воюющие стороны были разделены тысячами километров.

В непрекращающейся борьбе за умы своих слушателей Восток и Запад круглосуточно, в общей сложности сотни часов, заполняли эфир пропагандой. С появлением дешевого транзисторного приемника эта тайная война приобрела еще большее значение. Миллионы неграмотных на Ближнем и Среднем Востоке, в Латинской Америке и в Азии получили возможность слушать радиопередачи обеих сторон.

Невидимое правительство широко использует "черное радио" в своих операциях.

Соединенные Штаты ведут радиопередачи чрезвычайно широко, начиная от легальных, широко рекламируемых программ "Голоса Америки" и кончая "голосами" тщательно законспирированных радиопередатчиков ЦРУ на Ближнем и Среднем Востоке и в других районах мира. Наряду с двумя этими типами передач проводится множество других более или менее секретных радиоопераций. Пример тому - операция вторжения на Кубу, которую под весьма прозрачным прикрытием обслуживала радиостанция центрального разведывательного управления "Радио Суон". Впрочем, "Радио Суон" - не такое уж важное звено в системе "черного радио". Другие радиостанции, полностью или частично финансируемые невидимым правительством, гораздо крупнее и гораздо тщательнее засекречены.

Среди организаций, ведущих радиопередачи, есть своего рода гибриды: они существуют не только за счет пожертвований широкой публики и различных фирм, но и за счет секретных субсидий ЦРУ. Выступая под вывеской частных организаций, они в действительности выполняют задания государственного департамента и полностью подчиняются ЦРУ.

Вполне возможно, что в некоторых случаях второстепенные служащие таких организаций даже не знают, кто стоит у них за спиной. Если, к примеру, можно с уверенностью сказать, что секретным радиопередатчиком в Ливане руководят сами сотрудники ЦРУ, то в больших, смешанных организациях лишь небольшая группа ответственных работников осведомлена, что руководит ими и финансирует их Вашингтон.

Как во всем, что связано с тайной деятельностью невидимого правительства, американский народ введен в заблуждение и относительно истинной природы так называемого частного радиовещания. Американцы убеждены, что оно существует исключительно за счет их пожертвований, и совершенно не подозревают, что в действительности его финансирует ЦРУ, которое содержат на свои деньги они же, американские налогоплательщики.

Все операции "черного радио" делятся на две категории: вещание и прием. Каждая сторона, проводя вещания, вместе с тем тщательно записывает на пленку и изучает радиопередачи другой стороны.

В США запись всех передач, как из дружественных, так и из недружественных стран, ведет ЦРУ. Разбросанные по всему миру станции радиотехнической разведки записывают основные радиопередачи иностранных радиостанций. Эта исключительно ценная информация ежедневно, сортируется, редактируется, мимеографируется, после чего один из отделов центрального разведывательного управления, расположенный в деловой части Вашингтона, рассылает ее по многочисленным адресам. Получателям запрещено упоминать название или шифр отдела ЦРУ, ведущего эту работу. Тем не менее о службе подслушивания и записи иностранных радиопередач, существование которой в какой-то мере признает и само ЦРУ, известно больше, чем о любой другой стороне деятельности центрального разведывательного управления.

Как ни удивительно, существование в США "черного радио" косвенно признал и Эйзенхауэр в своем выступлении на Генеральной Ассамблее 13 августа 1958 года в связи с положением на Ближнем Востоке.

"Ассамблея ООН, - сказал президент, - трижды: в 1947, 1949 и в 1950 годах - принимала резолюции о запрещении безответственных радиопередач из одной страны для граждан других стран... Нам всем известно, что на Ближнем Востоке эти резолюции неоднократно нарушались под самыми различными предлогами. Если такие ошибки допускали и Соединенные Штаты, мы готовы их исправить".

Это необычное для президента заявление имеет свою предысторию, относящуюся к 1956 году, когда разразился кризис в районе Суэцкого канала. После провала англо-франко-израильского вторжения в Египет египетское правительство предприняло попытки усилить свое влияние на арабский мир, причем основная роль в развернувшейся кампании отводилась каирскому радио.

До 1956 года контролируемая англичанами Ближневосточная радиостанция в Зигхи, на южном побережье Кипра, была наиболее мощным инструментом пропаганды на Ближнем и Среднем Востоке. Она считалась частной, но фактически принадлежала англичанам и служила целям "черного радио".

Начиная с 1956 года каирское радио начало вытеснять Ближневосточную радиостанцию. Программа "Голос арабов" передавалась с помощью двух передатчиков мощностью семьдесят киловатт каждый, расположенных на Мокаттамских холмах близ Каира, и двух передатчиков в дельте Нила - ежедневно с половины седьмого утра до четверти второго ночи. Ее программу принимали на всем Ближнем и Среднем Востоке и даже в Бельгийском Конго.

В 1958 году каирское радио открыто призывало к восстаниям в Ираке, Иордании и Ливане. В феврале того же года Египет и Сирия вошли в состав Объединенной Арабской Республики. Король Ирака Фейсал II и король Иордании Гуссейн ответили на это созданием Арабского Союза.

2 мая 1958 года каирское радио обратилось к Багдаду со следующим призывом: "Братья из полиции и армии Ирака! Поднимайтесь! Боритесь совместно с народом против ваших врагов! Свобода Ирака в ваших руках!"

Ирак занимает шестое место в мире по добыче нефти и был в то время единственным арабским государством, входившим в прозападный Багдадский пакт. Естественно, что ЦРУ не могло оставить без последствий подобные выступления каирского радио. Для противодействия его влиянию центральное разведывательное управление организовало к 1958 году ряд нелегальных радиостанций на Ближнем и Среднем Востоке.

Между тем назревал кризис в Ливане, где истекал срок полномочий президента Камилла Шамуна и приближались новые президентские выборы. В свое время ЦРУ способствовало избранию Шамуна, но затем стало действовать против него.

14 июля 1958 года в Ираке в результате довольно неожиданного для ЦРУ, по словам Аллена Даллеса, переворота к власти пришел бригадный генерал Абдул Карим эль-Касем. Двадцатитрехлетний король Фейсал, eFo дядя, наследный принц, и премьер-министр Нури ас-Сайд были убиты.

На следующий день вооруженные силы США по приказу Эйзенхауэра начали операцию "Блю бэт", в ходе которой в Ливане для поддержки правительства Шаму-на высадилась американская морская пехота. Еще через два дня англичане по воздуху перебросили в Иорданию две тысячи своих солдат.

Каирское радио с одобрением встретило переворот в Багдаде и призвало народ Иордании к восстанию против короля Гуссейна. Однако передатчики ЦРУ уже работали на полную мощность, и в эфире слышались новые голоса.

Так, 23 июля 1958 года в американских газетах появилось следующее невразумительное сообщение:

"Бейрут, 23 июля (ЮПИ). Вчера в эфире появилась новая таинственная арабская станция, называющая себя "Голосом справедливости" и утверждающая, что она находится в Сирии".

14 августа 1958 года египетские чиновники сообщили, что на Ближнем и Среднем Востоке действует семь секретных радиостанций, выступающих с нападками на ОАР и лично на президента Насера. По данным Каира, две из этих станций вели передачи из Французской Ривьеры, а остальные находились в Адене, Иордании, Ливане, на Кипре и в Кении. До переворота в Ираке одна из станций вещала из Багдада. В осторожно сформулированном заявлении было сказано, по существу, все, за исключением прямого упоминания ЦРУ.

Один из чиновников разъяснил, что в Египте регулярно принимают и "Голос Америки", но тут же добавил, что эта радиостанция "не входит в число нелегальных". На вопрос, известно ли что-нибудь о том, кто стоит за перечисленными в сообщении станциями, чиновник лаконично ответил: "Этого нельзя сказать точно. Но, безусловно, небольшие страны и даже группы таких стран не в состоянии самостоятельно содержать такие станции - это для них слишком дорого".

Египетский чиновник указал на очень уязвимое место "черного радио". Оно действительно требует больших расходов, и одна из самых неприятных проблем, постоянно преследующих подобные станции, состоит как раз в подыскании благовидного объяснения, где они берут нужные средства.

Не лишена интереса история одной из коротковолновых американских радиостанций под названием WRUL, принадлежащей фирме Уорлд уайд бродкастинг систем в Манхэттене. Писатель Монтгомери Хайд в своей интересной книге о Уильямсе Стефенсоне, представителе британской разведки в США во время второй мировой войны, утверждает, что в военные годы эту станцию использовали и через посредников субсидировали английские разведчики.

В более поздние времена WRUL принимала участие в "холодной войне" и, как об этом будет сказано дальше, совместно с "Радио Суон" передавала программы с участием "Гаванской розы".

В 1954 году радиостанция WRUL получила от правительства Гватемалы, возглавлявшегося тогда Ка-стильо-Армасом, письмо с выражением благодарности за услуги, оказанные во время восстания против правительства Арбенса. Письмо было подписано Хосе Тороном, который вплоть до свержения Арбенса руководил подпольной радиостанцией "Свободная Гватемала".

Таким образом, радиостанция WRUL принимала участие по меньшей мере в двух операциях ЦРУ: в Гватемале в 1954 году и на Плайя-Хирон (совместно с "Радио Суон").

Вскоре после заявления Каира о подпольных передатчиках на Ближнем и Среднем Востоке начальник отдела печати Государственного Комитета Совета Министров СССР по культурным связям с зарубежными странами Зинченко заявил на пресс-конференции в Москве, что Соединенные Штаты создали сеть секретных радиостанций, ведущих враждебные Советскому Союзу передачи. Среди других он назвал радиостанцию "Освобождение".

Радиостанция "Освобождение", с 1959 года называющаяся станцией "Свобода", выдает себя за частную организацию с конторой в Нью-Йорке, Ист 42-я стрит, 30. Станция ведет передачи только на Советский Союз и располагает семнадцатью радиопередатчиками, расположенными в трех местах: в Лампертхейме (Западная Германия), в Палее (около Барселоны) и в Тайбее (на острове Тайвань).

Редакционный аппарат станции размещается в Обер-визенфельде около Мюнхена, в здании аэропорта, которым когда-то пользовался Гитлер. По словам одного из сотрудников радиостанции "Свобода", ее штат насчитывает 1200 человек, большая часть которых работает в Мюнхене, а остальные - в представительствах в Париже, Риме, Нью-Йорке, на острове Тайвань и в Испании.

Радиостанция "Свобода" существует не за счет частной благотворительности. Утверждают, что станция не пользуется ни прямыми, ни косвенными субсидиями правительства, но что ее бюджет все же является "секретным".

В изданной радиостанцией брошюре говорится, что она существует на средства "Американского комитета освобождения", созданного в 1951 году группой частных граждан США. Свои передачи станция начала 1 марта 1953 года. На средства "Американского комитета освобождения" существует также институт по изучению СССР, находящийся в Мюнхене, Маннхардтштрассе, 6. Он именует себя научной организацией и выпускает некоторые издания о России, включая справочник "Кто есть кто в СССР".

Самой крупной из радиостанций "черного радио" можно считать "Свободную Европу", называющую себя "частной внеправительственной радиовещательной системой, не преследующей коммерческих целей и ведущей передачи для восьмидесяти миллионов людей, проживающих в Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Болгарии".

"Свободная Европа" и "Свобода" отличаются друг от друга только тем, что первая ведет передачи исключительно для населения указанных выше стран, а вторая вещает только на Советский Союз.

Станция "Свободная Европа" была создана в 1949 году одновременно с "Национальным комитетом свободной Европы". В 1950 году генералы Эйзенхауэр и Клей открыли кампанию по сбору пожертвований в специальный фонд этого комитета, на средства которого содержится станция "Свободная Европа".

"Нам нужны мощные радиостанции за границей,- заявил Эйзенхауэр, открывая кампанию по сбору средств, - которые не были бы стеснены ограничениями, присущими правительственным радиостанциям".

Ему вторил Клей, расхваливая "Голос Америки". "По-моему, нужен еще один голос, - добавил он, - голос, не только смягченный своей принадлежностью к правительственной организации, но, если хотите, способный звучать резко и твердо".

В 1950-1951 годах в состав "Национального комитета свободной Европы" входили Клей, Аллен Даллес, Ч. Джексон, позднее ставший советником Эйзенхауэра по вопросам психологической войны, и А. Берл-младший, спустя десять лет участвовавший в операции в заливе Кочинос.

Станция "Свободная Европа" располагает двадцатью восемью передатчиками, размещенными в трех местах: в Библисе около Франкфурта, в Гольцкирхене под Мюнхеном и в Глории близ Лиссабона. Центральный аппарат станции "Свободная Европа", как и станции "Свобода", находится в Мюнхене. Штат "Свободной Европы"- около полутора тысяч человек.

Представитель руководства этой станции как-то утверждал, что станция существует и финансируется в частном порядке, но тут же добавил: "Мы действуем в соответствии с политикой Соединенных Штатов". На вопрос, каким образом руководство станции узнает, что передачи "Свободной Европы" соответствуют внешней политике Соединенных Штатов, представитель ответил: "Мы читаем газету "Нью-Йорк тайме".

В течение некоторого времени "Свободная Европа" занималась запуском воздушных шаров. В 1953 году при станции возникла некая организация, именовавшая себя "Прессой свободной Европы". Она фабриковала для стран Восточной Европы пропагандистскую литературу, которой начинялись шары из резины и пластмассы. Запуск шаров носил закодированное название "Операция "Просперо".

В феврале 1956 года правительство Чехословакии заявило, что 18 января один из запущенных "Свободной Европой" шаров явился причиной катастрофы с чешским пассажирским самолетом в горах Татры, в Словакии, причем двадцать два человека погибли, а четверо получили ранения. Советское правительство также заявило протест против запуска шаров, а венгры утверждали, что американские шары привели к гибели трех венгерских самолетов.

Во время событий в Венгрии "Свободная Европа" прекратила запуск шаров и больше его не возобновляла.

Время от времени "Свободная Европа" подвергалась критике за содержание своих передач на Восточную Европу. По сообщениям из Варшавы, 9 июля 1959 года посол США в Польше Джекоб Бим выступил с критикой программ радиостанции, отметив их дезинформационный и явно пропагандистский характер. На пресс-конференции, состоявшейся в тот же день, государственный секретарь Кристиан Гертер, по существу, подтвердил сообщение, заявив, что любые рекомендации Бима "будут изучены со всей тщательностью".

Однако особенно острую критику и самые противоречивые отклики вызвала роль станции "Свободная Европа" во время мятежа в Венгрии в 1956 году. Вопросы сыпались со всех сторон: не призывала ли станция венгров к восстанию? Не обещала ли она мятежникам помощь Запада, заведомо зная, что помощи не будет? Какая доля вины за события в Будапеште, если говорить прямо, лежит на станции "Свободная Европа"?

Ответы на эти вопросы пытались найти различные комиссии, однако в процессе расследования все они старательно обходили другие, более деликатные и более важные вещи.

В первую очередь к ним относится деятельность "Голоса Америки" - официального органа правительства Соединенных Штатов и информационного агентства США. Эти радиопередачи ведутся на тридцати шести языках и принимаются во всем мире.

Содержание "Голоса Америки" обходится в двадцать два миллиона долларов в год. Сорок процентов передач рассчитаны на коммунистические страны. (Огромная станция "Риас" в Западном Берлине круглосуточно вещает на Восточный Берлин и на Восточную Германию; утверждают, что станция принадлежит информационному агентству Соединенных Штатов.) В 1963 году закончено строительство нескольких гигантских радиопередатчиков в Гринвилле (Северная Каролина), и "Голос Америки" получил в свое распоряжение самую мощную в мире длинноволновую широковещательную радиостанцию.

Все сказанное не оставляет сомнений, что информационные и пропагандистские радиопередачи на другие страны, особенно на социалистические, являются одним из инструментов внешней политики Соединенных Штатов. Вот почему логично предположить, что правительство США вряд ли разрешит какой-нибудь организации передавать по собственному усмотрению материалы, способные повлиять на взаимоотношения между правительствами, поощрять восстание или даже вовлечь Соединенные Штаты е войну. Иными словами, нельзя поверить, что правительство США может позволить какой-нибудь "частной" радиовещательной организации осуществлять внешнюю политику Соединенных Штатов.

За всей критикой по адресу станции "Свободная Европа" и той роли, которую она сыграла во время событий в Венгрии, стоит очень важный вопрос: не допустило ли правительство США ошибку, разрешив "Свободной Европе" призывать к восстанию, которому Соединенные Штаты не могли оказать военную помощь?*

* (Как неопровержимо свидетельствуют материалы Белой книги венгерского правительства об октябрьских событиях 1956 года, вмешательство США не ограничивалось призывами к восстанию; американские разведывательные органы приложили свою руку к организации и осуществлению контрреволюционного мятежа. Мы сошлемся здесь лишь на два факта: 1) под руководством и на средства невидимого правительства некий Роберт Фоглер, отсидевший семнадцать месяцев в венгерской тюрьме за шпионаж в пользу США, создал в 1952 году в Соединенных Штатах "американский освободительный центр", готовивший кадры для подрывной деятельности в восточноевропейских странах социалистического лагеря, в том числе и в Венгрии; 2) бывший руководитель американской стратегической разведки во время второй мировой войны генерал Донован во время венгерских событий находился в Австрии в качестве руководителя так называемого международного комитета помощи. Он неоднократно переходил венгерскую границу, чтобы оказывать влияние на ход мятежа. Возвратившись в Вашингтон, Донован открыто призывал продолжать оказывать мятежу поддержку оружием. - Прим. ред. )

Однако в процессе выяснения роли "Свободной Европы" в событиях в Будапеште этот вопрос не затрагивался; не затрагивался потому, что тогда пришлось бы затронуть и другой, крайне щекотливый вопрос: какое руководство и какие субсидии эта радиостанция получает от ЦРУ и от государственного департамента?*

* (Дальше всех в этом отношении пошел старый вашингтонский журналист Эдвин Лей. 15 декабря 1956 года в своей телеграмме из Мюнхена в газету "Чикаго дейли ньюс" он сообщал: "Правительство США, очевидно, содержит станцию "Свободная Европа" за счет средств из секретных фондов, однако подтвердить это официально до сих пор не удалось". - Прим, авторов. )

В докладе от 27 апреля 1957 года, составленном специальной комиссией Европейского совета, созданного в 1949 году из представителей западных стран и занимающегося преимущественно социальными проблемами, говорится: "...Вызывает сожаление, что радиостанция "Свободная Европа" полностью зависит от американских средств и потому является целиком американской... Политическое руководство осуществляется американцами, которым и принадлежит решающее слово".

предыдущая главасодержаниеследующая глава








© USA-HISTORY.RU, 2001-2020
При использовании материалов сайта активная ссылка обязательна:
http://usa-history.ru/ 'История США'

Рейтинг@Mail.ru