НОВОСТИ   БИБЛИОТЕКА   ИСТОРИЯ    КАРТЫ США    КАРТА САЙТА   О САЙТЕ

25.10.2010

Индейцы-чумаши вместо дикарей оказались астрономами

По местным легендам, так называемое «дерево скорпиона» покрыли резными значками ковбои. Однако американский палеонтолог Рекс Сейнт-Ондж (Rex Saint-Onge), который случайно наткнулся на него в 2006 году, сразу понял, что странные значки на стволе вырезали местные индейцы. Палеонтолог обнаружил старый дуб, насчитывающий несколько столетий, в рощице на горе Санта-Лусия в округе Сан-Луис Обиспо (Калифорния). Весь его ствол покрыт множеством значков, похожих, на первый взгляд, на ящериц или скорпионов. Над ними изображен огромный зверь, высотой почти в метр, и две сферы. «Я оказался первым, кто понял, что это работа чумашей», — рассказал Сейнт-Ондж. Этот местный народ оставил похожие рисунки на скалах, которые протянулись от Сан-Луис Обиспо через Санта-Барбару вплоть до Малибу.

«Дерево скорпионов» — единственные известные на сегодняшний день на Западном побережье символы и рисунки, вырезанные на дереве. Никто пока не может сказать, когда именно они сделаны. Возможно, их создали члены семьи чумашей, которая жила неподалеку от этого места и погибла во время эпидемии гриппа в 1918 году.

Астрономическая теория

Сейнт-Ондж занялся изучением дуба и вскоре обнаружил, что рисунок, скорее всего, изображает созвездие Большой Медведицы и указывает на ее положение по отношению к Полярной звезде. «Я всю жизнь занимался палеонтологией и смотрел на землю, а не в небо. В тот момент я практически ничего про астрономию не знал», — рассказал Сейнт-Ондж.

Палеонтолог быстро выяснил, что Полярная звезда находится всего в одном градусе от Северного полюса, и невооруженным глазом заметить ее суточное вращение из-за этого почти невозможно. Создается ощущение, что она неподвижна, а Большая Медведица вращается вокруг нее. По положению созвездия можно определить, например, время. Судя по всему, чумаши тоже заметили эти «звездные часы», и в значках на дубе отразились их знания об астрономии и космологии.

«Большая Медведица – это одно из самых крупных созвездий на небе, и индейцы должны были видеть его каждую ночь», — отметил Сейнт-Ондж. Палеонтолог пришел к выводу, что и знаки на дереве, и похожие наскальные рисунки не были творениями одурманенного разными средствами шамана (такая теория существовала на протяжении десятилетий): чумаши записывали свои знания о звездах.

40 лет назад ученые были более высокого мнения о чумашах

Сейнт-Ондж не первый исследователь, который предположил связь между рисунками чумашей и астрономией. В 1970-х годах такую теорию выдвинул в своей книге «Crystals in the Sky» антрополог Трэвис Хадсон (Travis Hudson). Он основывался на изученных им наскальных рисунках и на сведениях, собранных около века назад знаменитым этнографом Джоном Пибоди Харрингтоном (1884-1961). Однако тогда, около 40 лет назад, другие исследователи попытались проверить гипотезы Хадсона. «Многие из его выводов показались им неубедительными. Поэтому все стали весьма скептически относится к теории о том, что эти рисунки связаны с астрономическими наблюдениями», — рассказал антрополог Джон Джонсон (John Johnson) из Музея естественной истории Санта-Барбары.

В течение четырех десятилетий никто из ученых не решался продолжить начатые Хадсоном исследования, считая их бездоказательными. И так длилось до тех пор, пока Сейнт-Ондж не поделился своими предварительными выводами с Джонсоном. Антрополог был впечатлен результатами работы палеонтолога и начал помогать ему в исследованиях. Он изменил свою точку зрения и согласился с предположением, что наскальные рисунки, изучением которых он занимался всю жизнь, все-таки могут быть связаны с наблюдениями индейцев за звездами. «Я все еще не знаю, верны ли наши выводы или нет, однако мы продолжаем исследования, которые постепенно дают нам новые доказательства этой теории. А если мы сможем также обнаружить дополнительный этнографический материал, то наши предположения, наконец, обретут почву под ногами», — добавил Джонсон.

Возрождение традиций

К своему исследованию ученые также привлекли 79-летнего чумаша Джо Талаугона (Joe Talaugon), который побывал вместе с Сейнт-Онджем у дуба. По его словам, все традиции народа чумашей были «выкорчеваны» испанскими миссионерами, которые правили Калифорнией в течение 200 лет. Однако он считает, что сделанные учеными выводы помогут современным чумашам вспомнить свою историю. В последние годы сторонники «возрождения» чумашей активно занялись прошлым местного населения: они реконструировали каноэ, на котором индейцы отваживались выходить в море, издали несколько книг о языке чумашей, попытались восстановить их музыку и танцы.

Однако больше всего исследователей радует, что они смогли опровергнуть другую теорию о чумашах, которая существует уже давно: в течение столетий ученые считали местных индейцев лишь охотниками и собирателями. Сегодня уже можно утверждать, что общество чумашей было весьма сложным и развитым.

Результаты исследования Сейнт-Онджа, Джонсона и Талаугона опубликованы в последнем номере Journal of California and Great Basin Anthropology.

Юлия Минеева